Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Наш адрес

649140, Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Советская, 77


Разъяснение законодательства прокурором


30.12.2021

Административная ответственность за нарушение в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В целях сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ)

Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 7-ФЗ субъекты природоохранных правоотношений за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды наряду с имущественной, дисциплинарной и уголовной несут административную ответственность.

Так, главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, которая в том числе является действенным инструментом борьбы с ними и одновременно профилактики их повторного совершения.

Наиболее распространенными правонарушениями, предусмотренными КоАП РФ в рассматриваемой сфере являются: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39).

В случае совершения правонарушений в области охраны окружающей среды КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

·                    предупреждение;

·                    административный штраф;

·                    административное приостановление деятельности;

·                    конфискация орудий совершения административного правонарушения;

·                    лишение права заниматься определенной деятельностью.

При этом, непривлечение лица к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

 

Административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира

 

Частью 3 статьи  8.37 КоАП РФ  установлена  административная ответственность  за нарушение правил  пользования объектами животного мира.

Объективная  сторона  рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении правил пользования объектами животного  мира.

Исходя из императивных  требований к объективной  стороне правонарушения  по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, законодатель  предусмотрел  для  данного  правонарушения  санкцию в виде конфискации оружия добывания животных.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»  пользование животным  миром  - это юридически обусловленная  деятельность граждан, индивидуальных  предпринимателей  и юридических лиц  по использованию  животного  мира, а использование объектов животного  мира – это изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных  объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием  их из среды обитания или без такового.

Понятие, виды, способы  и условия пользования животным миром  определены главой 5 Федерального  закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», исходя из положений  чего, пользование  животным миром осуществляется  посредством  изъятия объектов животного  мира из среды  их обитания либо без такового.

Согласно ст.40 указанного  Федерального закона  пользователи животного  мира  обязаны: осуществлять только разрешенные  виды  пользования животным миром; соблюдать  установленные правила, нормативы и сроки пользования животным  миром; применять  при использовании  животным миром  способы, не  нарушающие целостности естественных сообществ;  не допускать  разрушения или ухудшения среды  обитания объектов  животного  мира;  осуществлять учет и оценку состояния  используемых  объектов животного  мира,  а также оценку состояния  среды их обитания;

Получила распространение  негативная практика привлечения к административной  ответственности охотпользователей к административной  ответственности по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ с указанием на допущенные  нарушения  приложения  №3 к приказу Минприроды России № 379 при  заполнении  даты  цифрами, а  не прописью.     

Приказом Минприроды России  от 29.08.2014  № 379 в соответствии  с ФЗ «Об охоте» утверждены порядок выдачи  разрешений на добычу  охотничьих ресурсов, а также  форма бланка разрешения  на добычу копытных  животных, утвержденным  приложением №3. Формой бланка  разрешения  на добычу охотничьих ресурсов, а именно  таблица «Сведения о добытых  охотничьих  ресурсах  и их количестве» заполняется только прописью.     

Причинная взаимосвязь  последствий  в виде заполнения бланка прописью или цифрами  с нарушением  правил  пользования объектами  животного мира отсутствует, а значит  не  образует объективную сторону состава  административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ.   

Каких либо обязанностей  для пользователей  животного  мира, связанных  с выполнением ведомственных документов, являющихся  обязательными  для должностных  лиц,  нормы  федерального  законодательства  не содержат.

 

Государственная поддержка многодетных семей по погашению обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)

Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).

При определении права на меры государственной поддержки не учитываются дети, не являющиеся гражданами Российской Федерации, а также дети, в отношении которых гражданин был лишен родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление (ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 12.3 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).

Такая поддержка выражается в полном или частичном погашении за счет бюджетных средств обязательств заемщика (поручителя) по ипотечному жилищному кредиту в размере не более 450 000 руб.

При этом кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 01.07.2023 с установленными категориями кредиторов (заимодавцев). Поручитель может претендовать на господдержку, если соблюдаются также условия, что договор поручительства заключен до 30.04.2021 и такому гражданину принадлежит право собственности (доля в праве общей собственности) на недвижимость, которая является обеспечением по соответствующему ипотечному жилищному кредиту (займу). Господдержка оказывается в отношении только одного ипотечного жилищного кредита.

В соответствии с пунктом 65.1 Налогового кодекса Российской Федерации, доходы, полученные налогоплательщиком при реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), не подлежат налогообложению.

 Изменения в порядке приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2022 году

Приказом Министерства просвещения России от 08.10.2021 № 707 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закреплены изменения, которые вступают в законную силу с 01.03.2022 и действуют до 01.03.2026.

Так, данный приказ закрепляет право преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.

Дополнен перечень документов, представляемых для приема ребенка в образовательную организацию, к которым относится:

копия свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

 

Компенсация морального вреда работнику в случае установления профессионального заболевания

В соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

В силу статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя.

В случае причинения вреда здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Порядок возмещения такого вреда, регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ). Абзац второй пункта 3 статьи 8 Закона № 125-ФЗ предусматривает, что возмещение застрахованному лицу, то есть работнику, морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда. То есть ответственным лицом за компенсацию морального вреда в связи с причинением вреда здоровью вследствие профзаболевания является работодатель.

При этом законодательство не ограничивается ответственностью только того работодателя, при исполнении обязанностей у которого у гражданина было выявлено профзаболевание. Судебная практика допускает, что в случае, если профессиональное заболевание у работника возникло в периоды работы у нескольких работодателей, ответственность компенсировать моральный вред возникает у всех работодателей.

В статье 237 ТК РФ определены порядок и условия возмещения морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. С требованием о компенсации морального вреда, причиненного вследствие утраты профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием, работник может обратиться непосредственно к работодателю. Последний обязан возместить вред работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора или отраслевым соглашением, локальным нормативным актом работодателя.

В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, с неразрешенными вопросами между работником и работодателем о компенсации морального вреда, в силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав.


Лицензирование деятельности по обращению с животными

Отношения в сфере обращения с животными на законодательном уровне регламентированы Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом в самом законе предусмотрено поэтапное вступление отдельных его положений в силу.

В частности, с 01.01.2022 законодателем предписано обязательное лицензирование деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с содержанием животных.

Данное требование коснется всех зоопарков, цирков, дельфинариев, океанариумов и т.п.

Как это отразится на жизни «невольных» животных?

Лицензирование деятельности по обращению с животными должно повлечь серьезные улучшения прежде всего в условиях содержания животных. Так, в большинстве случаев предпринимателями не соблюдаются требования к размерам вольеров для животных, периодичности проведения профилактических мероприятий и прочие требования, изложенные в постановлении Правительства РФ от 30.12.2019 N 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию».

В случае несоблюдения условий, изложенных в постановлении Правительства РФ № 1937, в выдаче лицензии будет отказано, и предприниматель понесет административную ответственность.

Органом, уполномоченным лицензировать данный вид деятельности, будет выступать Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Проверки соблюдения лицензионных требований владельцами зоопарков и т.д. уже включены в план проверок на 2022 год.

 О передаче полномочий по предоставлению отдельных мер социальной поддержки Пенсионному фонду Российской Федерации

С 01.01.2022 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2021 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 409-ФЗ) в силу которого в ряд Федеральных законов Российской Федерации вносятся изменения, касающиеся предоставления отдельных мер социальной поддержки, которые граждане в настоящее в время получают в органах социальной защиты населения.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке обеспечивает передачу Пенсионному фонду Российской Федерации сведений о получателях мер социальной защиты (поддержки), суммах соответствующих выплат, а также первичных документов, подтверждающих обоснованность предоставления соответствующих мер социальной поддержки по состоянию на 1 января 2022 года.

Так, Пенсионному фонду Российской Федерации передаются полномочия по осуществлению отдельных мер социальной поддержки, в том числе для следующих категорий граждан: граждан, имеющих детей; инвалидов (детей-инвалидов); реабилитированных граждан; граждан, подвергшихся воздействию радиации.

В частности, с даты вступления Закона № 409-ФЗ в силу Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами будет осуществляться назначение и выплата пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также иных мер социальной поддержки в соответствии с Законом № 409-ФЗ.

Необходимо отметить, что гражданину, который в настоящее время получает соответствующие меры социальной поддержки, выплаты будут производить автоматически на указанные ранее реквизиты.

Между тем, гражданину, у которого право на выплаты, впервые возникло после 1 января 2022 года, предоставление отдельных мер социальной поддержки осуществляется на основании заявления, поданного этим гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

С 1 января 2022 по всем вопросам, касающимся предоставления мер социальной поддержки по переданным полномочиям, необходимо обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

   О продолжительности рабочего времени и учебной нагрузке педагогов, их трудовых гарантиях

В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

В развитие данных положений закона Минобрнауки РФ 22.12.2014 издан Приказ № 1601, которым установлена продолжительность  рабочего  времени  (нормы   часов педагогической  работы  за  ставку  заработной  платы) педагогических работников и утвержден Порядок определения  учебной  нагрузки   педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Приказ).

Данный приказ действует с марта 2015 г. и подготовлен с учетом положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса РФ.

Приказ наряду со статьей 333 Трудового кодекса РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов,  связанных с рабочим временем педагогических работников,  с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 36, 30, 25, 24, 20 и 18 часов в неделю.

Например, учителям школ, педагогам и старшим педагогам дополнительного образования, логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания, учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций устанавливается норма часов учебной  (преподавательской) работы  18 часов в неделю за ставку заработной платы.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной  платы и нормы   часов учебной (преподавательской) работы являются расчетными величинами  для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного объема работы в неделю (в год).

В соответствии с п. 2.2 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного Приказом, в случае, если некоторым педагогам невозможно обеспечить учебную нагрузку в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю, то выплата ставки заработной платы в полном размере гарантируется при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Это означает, что образовательная организация в рамках соблюдения трудовых гарантий обязана добавить преподавательскую нагрузку педагогу в случае уменьшения установленной нагрузки на ставку, чтобы  сохранить за ним начисление зарплаты в объеме не ниже, чем на 1 ставку.

 О требованиях пожарной безопасности при размещении газовых баллонов в жилых помещениях

На сегодняшний день вопросы обеспечения пожарной безопасности при размещении газовых баллонов в жилых домах не снижает своей актуальности, что постоянно подтверждается трагическими событиями, связанными с нарушением их эксплуатации. В целях обеспечения безопасности газоснабжения, следует неукоснительно соблюдать нормы и правила, установленные в данной сфере деятельности.

С 01.01.2021 на территории Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (Далее - Правила), которыми установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 57 Правил установлены требования к размещению газовых баллонов (в том числе для кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), которые должны располагаться вне зданий (за исключением складских зданий для их хранения) в шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор, из негорючих материалов на видных местах у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входа в здание, на цокольные и подвальные этажи, за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления.

Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ». Также запрещается размещение в подвальных помещениях газовых баллонов с горючими газами.

Собственники несут ответственность за размещение газовых баллонов внутри квартиры или жилого дома в нарушение действующих Правил.

Неисполнение требований пожарной безопасности влечет для граждан административную ответственность по статье 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Несоблюдение указанных требований, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

С учетом изложенного, обращаем внимание граждан на соблюдение обязательных требований, обозначенных в данной статье Правил.

   Об административной и уголовной ответственности за побои

Статья 6.1.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст.115 УК РФ (причинение легкого вреда здоровью), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За совершение указанного правонарушения предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб., либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток, либо обязательных работ на срок от 60 до 120 часов.

Повторный факт совершения вышеуказанного административного правонарушения образует состав преступления, предусмотренного ст.116.1 УК РФ, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев либо арестом на срок до 3 месяцев.

Ответственность по ст. 116 УК РФ наступает в случае, если побои причинены из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

 Об изменениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», значительно расширяющие гарантии субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций при участии в закупках.

Данные изменения касаются увеличения обязательной доли закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с пятнадцати до двадцати пяти процентов совокупного годового объема закупок.

Кроме того, новеллами предусматривается поэтапное сокращение сроков оплаты по контрактам:

- с 15 до 10 рабочих дней, если извещение о проведении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок в период с 1 января по 31 декабря 2022 года, а с 1 января 2023 года до 7 рабочих дней – при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- с 30 до 15 рабочих дней, если извещение о проведении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок в период с 1 января по 31 декабря 2022 года, а с 1 января 2023 года до 10 рабочих дней – для иных хозяйствующих субъектов.

Из указанного правила имеется исключение: в случае оформления документа о приемке без использования единой информационной системы, срок оплаты контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания такого документа.

Изменения федерального законодательства направлены на обеспечение гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременную оплату исполненных ими контрактов, на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

   Об ответственности за фиктивную регистрацию граждан по месту жительства, а также за фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства

Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу ещё 3 января 2014 года. Законом в Уголовный кодекс Российской Федерации введены новые понятия уголовно-наказуемых деяний: «фиктивная регистрация» (ст.322.2 УК РФ) и «фиктивная постановка на учет» (ст.322.3 УК РФ).

Несмотря на то, что данные нормы действуют достаточно долго, применяются активно, многие граждане не стремятся соблюдать закон и избегать совершения преступных деяний. В связи с этим разъясняем следующее.

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивная регистрация по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства - регистрация указанных лиц по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Под фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении понимается постановка указанных лиц на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

За совершение данных деяний предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Лицо, совершившее какое-либо из указанных преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В соответствии с п.1 ч3 ст. 150 УПК РФ, расследование преступлений, предусмотренных ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, относится к компетенции дознания.

Кроме того, установлена административная ответственность в части, касающейся правил миграционного учета иностранных граждан. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации наказывается такими же санкциями, как и за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или месту жительства.

В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья, предусматривающая наказание за проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания собственником этого жилого помещения свыше 90 суток.

Нарушение данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на собственников жилого помещения (физических лиц) - от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 250 тысяч до 750 тысяч рублей. Нарушение, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на собственников жилого помещения (физических лиц) - от 5 тысяч до 7 тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 тысяч до 800 тысяч рублей.

За проживание без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в населенном пункте того же субъекта Российской Федерации, в котором граждане зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.15.1 КоАП РФ, освобождаются.

От ответственности также освобождаются супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, внуки, проживающие совместно с собственниками жилья. Но лица, состоящие в гражданском браке, под эти нормы не подпадают.

   Ответственность за оскорбление личности

В соответствии со статьей 5.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, предусмотрена административная ответственность.

Основанием для привлечения к ответственности могут стать далеко не все высказанные в ходе конфликта оскорбительные выражения, которые нарушают  морально-этические нормы поведения в обществе. Состав административного правонарушений представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательный критерий состава данного правонарушения – это наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления. Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 КоАП РФ, имеет не только личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство. Также имеет значение и то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.

Оскорбление личности влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

В соответствий со ст. 28.4. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором.

 Отличительные характеристики основания для лишения и ограничения родительских прав

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по гражданским делам о лишении родительских прав и ограничении родительских прав.

Практика рассмотрения гражданских дел указанной категории позволяет сделать вывод о том, что истцы, заявляя требования о лишении либо об ограничении родительских прав, не всегда верно определяют разницу между основаниями и обязанностью доказывания по делам указанной категории.

Так, в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Основания, предусмотренные ст. 69 СК РФ, являются исчерпывающими.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ. Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

Таким образом, обращаясь в суд с иском о лишении родительских прав, необходимо учитывать, что для удовлетворения такого требования необходимо представить не только доказательства обстоятельств, указанных в ст. 69 СК РФ, но и доказательства виновного поведения родителей, а также отсутствие возможности защитить права ребенка иным образом.

Так, например, неучастие в воспитании ребенка по причине переезда в другой город, пребывания родителя в местах лишения свободы, необходимости прохождения длительного лечения, исключает виновность родителя в уклонении от воспитания ребенка и не может являться основанием для его лишения родительских прав.

Совершенно иные основания предусмотрены действующим законодательством для ограничения родительских прав.

Так, в соответствии со ст. 73 СК РФ ограничение родительских прав допускается в случае, если:

- оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);

- оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» решая вопрос об ограничении родительских прав, суду следует исходить из характера и степени опасности, а также возможных последствий для жизни или здоровья ребенка в случае оставления его с родителями (одним из них), а также учитывать иные обстоятельства (в частности, при виновном поведении родителей (одного из них), создающем опасность для ребенка, - осознают ли родители виновность своего поведения и имеют ли стойкое намерение изменить его в лучшую сторону, какие конкретные меры намереваются предпринять либо предприняли в целях исправления своего поведения).

Анализ указанных норм семейного законодательства свидетельствует о том, что существенным условием для удовлетворения требований об ограничении родительских прав является именно опасность оставления ребенка с родителями, следовательно, невозможно применить ограничение родительских прав в случае, если родители не проживают совместно с ребенком и не представляют для него опасности. Так, например, суд может принять решение об отказе в ограничении родительских прав в случае, если родитель ребенка страдает хроническим заболеванием, опасным для окружающих, но при этом длительное время не проживает и не общается с ребенком, передав права законного представителя по доверенности родственникам ребенка.

Кроме того, обращаясь в суд с иском о лишении либо ограничении родительских прав, следует учитывать, что принимая решения по указанным категориям дел суд, в первую очередь, руководствуется интересами ребенка, и оценивает не только поведение родителей, их отношение к родительским правам и обязанностям, а также и то, каким образом ограничение либо решение родительских прав повлияет на несовершеннолетнего, с учетом сохранности или отсутствия детско-родительских отношений между ребенком и его родителями.

Например, в случае, если один из родителей уклоняется от содержания ребенка, но при этом между ним и его ребенком сохранены детско-родительские отношения, суд может принять решение об отказе в удовлетворении требований о лишении родительских прав, предупредив при этом ответчика о недопустимости уклонения от содержания ребенка.

Вместе с тем, в случае, если детско-родительские отношения между ребенком и его родителем сохранены, но хроническое заболевание родителя создает опасность для ребенка, как, например, при открытой форме туберкулеза, судом будет принято решение об ограничении родительских прав, поскольку именно такое решение будет в большей степени защищать права и интересы несовершеннолетнего.

 Порядок трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих

Согласно положениям части 2 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший ранее должность государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения обязан при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц, сообщать работодателю (нанимателю) сведения о последнем месте своей службы.

Такая обязанность возлагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни, изданные во исполнение Федерального закона «О противодействии коррупции».

При заключении трудового договора с гражданином, замещавшим вышеуказанные должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора. Указанная обязанность возникает при заключении трудового договора независимо от размера заработной платы, а также при заключении гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц. Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации о заключении трудового договора необходимо сообщить, если бывший служащий осуществляет трудовую деятельность по совместительству, и совместительство является внешним.

Также необходимо иметь в виду и то, что указанная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.

Заключая гражданско-правовой договор, наниматель обязан направить соответствующее сообщение в десятидневный срок, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц, либо если указанный договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей.

Срок для направления таких сообщений исчисляется в календарных днях и отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допуска бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя его уполномоченного на это представителя. Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

Сообщение должно быть составлено и направлено с соблюдением утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Право на прохождение углубленной диспансеризации

 

 

Для граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию, предусмотрена углубленная диспансеризация. Соответствующие изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 № 927 внесены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно которым, углубленная диспансеризация может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией.

Первый этап углубленной диспансеризации проводится в целях выявления  граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19, признаков развития хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации и  включает в себя:

а) измерение насыщения крови кислородом (сатурация) в покое;

б) тест с 6-минутной ходьбой (при исходной сатурации кислорода крови 95 процентов и больше в сочетании с наличием у гражданина жалоб на одышку, отеки, которые появились впервые или повысилась их интенсивность);

в) проведение спирометрии или спирографии;

г) общий (клинический) анализ крови развернутый;

д) биохимический анализ крови (включая исследования уровня холестерина, уровня липопротеинов низкой плотности, С-реактивного белка, определение активности аланинаминотрансферазы в крови, определение активности аспартатаминотрансферазы в крови, определение активности лактатдегидрогеназы в крови, исследование уровня креатинина в крови);

е) определение концентрации Д-димера в крови у граждан, перенесших среднюю степень тяжести и выше новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

ж) проведение рентгенографии органов грудной клетки (если не выполнялась ранее в течение года);

з) прием (осмотр) врачом-терапевтом (участковым терапевтом, врачом общей практики).

Второй этап диспансеризации проводится в целях дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния) и включает в себя:

а) проведение эхокардиографии (в случае показателя сатурации в покое 94 процента и ниже, а также по результатам проведения теста с 6-минутной ходьбой);

б) проведение компьютерной томографии легких (в случае показателя сатурации в покое 94 процента и ниже, а также по результатам проведения теста с 6-минутной ходьбой);

в) дуплексное сканирование вен нижних конечностей.

 

Приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата

С 27 сентября 2021 г. начал действовать Федеральный закон от 30.12.2020 № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата».

В соответствии с положениями данного Федерального Закона предусмотрено право такой категории граждан, как инвалиды, на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата.

Что же такое электронный сертификат?

Электронный сертификат не имеет физического выражения: бумажного документа или пластиковой карты. Он представляет собой запись в электронном реестре Государственной информационной системы электронных сертификатов, оператором которой назначено Федеральное казначейство.

В электронном сертификате должны содержаться следующие сведения: регистрационный номер; даты начала и окончания срока действия электронного сертификата; номер национального платежного инструмента потребителя; страховой номер индивидуального лицевого счета потребителя в системе обязательного пенсионного страхования; абонентский номер потребителя (его законного или уполномоченного представителя), выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (при наличии); информацию об органе, предоставляющем меру поддержки, включающую код и наименование в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе; предельная стоимость единицы, количество единиц и код отдельного вида товара, работы, услуги, включенных в перечень.

Статья 3 вышеназванного Федерального закона предусматривает право, при наличии у гражданина правовых оснований, на получение меры социальной защиты (поддержки), социальной услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иной социальной гарантии, предоставляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в натуральной форме за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и не исключает право на получение мер поддержки иными способами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление на предоставление соответствующей меры поддержки подается в орган, предоставляющий меры поддержки, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями.

Указанное заявление может быть направлено в орган, предоставляющий меры поддержки, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Орган, предоставляющий меры поддержки (например, органы социальной защиты населения), многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивают информирование граждан при обращении за предоставлением мер поддержки о возможности их получения с использованием электронного сертификата. Информирование также осуществляется с использованием единого портала и иными способами, предусмотренными частью 1 статьи 5.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» для Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

Кто же имеет право на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата?

Электронные сертификаты могут получить инвалиды; дети-инвалиды; ветераны ВОВ, жители блокадного Ленинграда и осажденного Севастополя; ветераны боевых действий (по пп.1-4, п.1 ст.3 5-ФЗ «О ветеранах»); чернобыльцы, пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; застрахованные лица, пострадавшие от несчастных случаев на производстве, указанные в Федеральном Законе от 24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и  прочие льготники.

С использованием электронного сертификата могут приобретаться как технические средства реабилитации, так и иные товары, работы, услуги, а также лекарственные препараты для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; лекарственные препараты по рецептам на лекарственные препараты, медицинские изделия по рецептам на медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов.

Электронный сертификат является одним из способов получения мер поддержки и используется потребителем при его выборе.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2020 № 491-ФЗ оплата отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, осуществляется на основании сведений, содержащихся в электронном сертификате, в размере, не превышающем предельной стоимости единицы отдельного вида такого товара, работы, услуги.

Допускается софинансирование, если выбранное средство реабилитации дороже установленной стоимости. Так, оплата электронным сертификатом возможна, как полностью, так и частично, т.е. потребитель за счет собственных средств вправе осуществить доплату до их фактической стоимости.

С 27 сентября 2021 года сертификатом разрешено оплачивать только изделия с серийным номером. В перспективе, с его помощью разрешат покупку заказных позиций: протезов, тростей и прочих средств реабилитации, а с 1 января 2023 года через систему электронных сертификатов станут доступны покупки лекарств, продуктов, медицинских изделий из перечня жизненно важных.

Сумма сертификата и размер не является фиксированным. Сумма для компенсации покупки будет определяться для каждого льготника индивидуально с учетом его потребности в средствах реабилитации.

Старый порядок получения средств реабилитации в натуральном виде или в качестве возмещения сохранит свое действие.

Сведения о гражданах, которым положены электронные сертификаты, а также перечень средств реабилитации и магазинов войдут в состав государственной информсистемы.

Где можно обналичить электронный сертификат? Приобрести  нужный товар разрешено в любой торговой точке, включая интернет-магазины, из перечня, утвержденного Правительством РФ.

Список этих магазинов находится на сайте государственной информационной системы.

В случае обнаружения в товаре, приобретенном с использованием электронного сертификата, недостатков и его возврата продавцу (исполнителю), либо соразмерного уменьшения покупной цены товара, либо замены товара на другой с возвратом части уплаченной суммы, либо выявления несоответствия выполненной работы или оказанной услуги требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ или оказания услуг, уплаченная за товар, работу, услугу сумма денежных средств (ее часть) подлежит возврату на счет, с которого она была перечислена, а в случае доплаты за счет собственных средств обеспечивается возврат уплаченной потребителем суммы (ее части) потребителю.

Указанные новеллы позволят гражданам, имеющим право на приобретение товаров, работ и услуг с использованием электронного сертификата, самостоятельно определять, с учетом  потребности, необходимость в том или ином товаре, индивидуально подходить к выбору  качества, объема, размера и цены.

Кроме того, электронный сертификат существенно упростит, указанной категории граждан, стадии оформление документов и время на получение льготных мер поддержки. 

 Требования к обороту отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 №792-р утверждён перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В указанный перечень вошли такие товары как табачная продукция; фотокамеры (кроме кинокамер), фото-вспышки и лампы-вспышки; шины и покрышки пневматические резиновые; духи и туалетная вода; молочная продукция; отдельные позиции продукции легкой промышленности (одежда, бельё постельное и др.) и иные. Требования к обязательной маркировке установлены Правилами маркировки по каждой группе товаров и утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации.

У каждой единицы продукции, подлежащей маркировке, должен быть уникальный штрих-код, без которого продукцию нельзя продавать, перевозить и хранить, в формате двухмерного матричного штрих-кода «Data-Matrix».

Товар маркируется на этапе производства или при импорте. Средство идентификации наносится на потребительскую упаковку методом, не допускающим его отделение от потребительской упаковки. Код маркировки позволяет установить, где находится товарная единица, а покупатель, считав код при помощи мобильного приложения «Честный знак», может установить легальность его происхождения.

Каждая организации, участвующая в производстве, купле-продаже, импорте, экспорте маркируемых товарных единиц обязана зарегистрироваться в национальной системе цифровой маркировки и прослеживания продукции «Честный знак», позволяющей увидеть весь процесс продвижения товара на рынке: от производства или логистики до продажи или списания в результате истечения срока годности.

Наличие в обороте товаров, легально произведённых (ввезенных) на территории Российской Федерации, носит огромное значение не только для конечного потребителя, так как он получает оригинальный товар, но также и для экономики Российской Федерации в целом, сокращая объемы товаров на «сером» рынке.

Полномочия по контролю за оборотом маркируемой продукции возложены на Роспотребнадзор как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей. Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».


Уголовная ответственность за хищение денежных средств с банковского счета

Федеральным законом от 23.04.2018 года часть 3 статьи 158 УК РФ дополнена пунктом «г», предусматривающим уголовную ответственность за кражу денежных средств с банковского счета.

Указанное преступление законодатель отнес к категории тяжких, установив размер наказания в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Предметом настоящего преступления выступают денежные средства, находящиеся на банковском счете.

Зачастую данное преступление совершается с использованием банковской карты потерпевшего.

Так, Верховный Суд РФ неоднократно указывал (определения от 11.03.2020 № 10-УДп20-1, от 14.05.2020 N 58-УДП20-6), что потерпевший, являясь держателем банковской карты, имеет счет в банке, на котором хранятся денежные средства, а банковская карта выступает лишь в качестве инструмента управления денежными средствами, находящимися на банковском счете. При снятии наличных денежных средств через банкомат денежные средства списываются непосредственно с банковского счета потерпевшего, списание денежных средств с применением банковской карты также происходит с банковского счета.

Таким образом, по данной статье наступает ответственность в случае оплаты товаров в торговых организациях банковской картой, как при введении пин-кода, если он был известен виновному, так и в случае, когда банковская карта снабжена функцией бесконтактной оплаты.

По п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ также наступает ответственность, когда виновное лицо, зная пин-код от банковской карты, снимает наличные денежные средства через банкомат. При этом, не важно похитил ли виновный банковскую карту и использовал ее в дальнейшем, или нашел. В последнем случае, нашедший банковскую карту осознает, что она принадлежит другому лицу, а равно как и денежные средства, находящиеся на банковском счете.

Как кража денежных средств с банковского счета квалифицируются и случаи, когда виновное лицо похищает денежные средства с банковского счета с использованием личного кабинета владельца счета (например, войдя в личный кабинет «СбербанкОнЛайн» переводит денежные средства на иной счет, тем самым похищая их) или с использованием услуги «Мобильный банк».

 



Есть вопросы?