Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Наш адрес

649140, Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Советская, 77


Прокуратура Турочакского района разъясняет!!!


27.12.2024

Актуальные способы дистанционных хищений денежных средств граждан и методы противодействия им

В текущем году в Республике Алтай  совершено большое количество хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Жертвами таких преступлений зачастую становятся пенсионеры и другие наименее социально-защищенные категории граждан, которые в силу недостаточной осведомленности не способны самостоятельно защитить себя от действий мошенников и в результате попадают в крайне тяжелое материальное положение.
Активно вовлекаются в преступную деятельность лица молодого возраста, в том числе учащиеся школ и студенты, которых злоумышленники используют в качестве курьеров и «дроперов». Актуальность приобрели факты хищения посредством получения доступа к сервису «Госуслуги».
Одним из наиболее действенных способов преступного изъятия злоумышленниками денежных средств у населения по-прежнему является их хищение по схеме «безопасный счет». В его основе лежит побуждение потерпевшего под разными предлогами к переводу денежных средств в целях обеспечения их якобы сохранности на так называемый «безопасный счет». Звонки, а их как правило несколько, осуществляются от лица сотрудников правоохранительных органов, служб безопасности кредитных учреждений, каждый из которых сообщает потерпевшему в рамках своей «компетенции» об угрозе хищения его сбережений, либо возможного оформления на пострадавшего кредитных обязательств в рамках некоего лимита, предоставляется банками. Сообщаемая легенда может сопровождаться угрозой привлечения к уголовной ответственности (если звонит «сотрудник» ФСБ), например за якобы уже совершенный перевод средств потерпевшего террористам, расследования по данному факту уголовного дела о госизмене. Звонки осуществляются с разных номеров, в том числе виртуальных, в последнее время особенно активно путем использования мессенджеров (Ватсап, Телеграмм). Либо, наоборот, мошенники говорят о помощи в работе органам по выявлению мошенников, предлагают приобрести новые сим-карты, телефоны, действовать в условиях конспирации.
Важно понимать, что злоумышленники на момент разговора с потерпевшим уже обладают некоторой информацией о нем и членах его семьи, имеют в своем распоряжении сведения о персональных данных пострадавшего (номера банковских карт, место жительства, работы и пр.) и используют их для придания видимости легитимности своих действий.
В последнее время указанный способ хищения получил распространение в варианте, отличающегося от классического («звонок от работодателя»).
Так, работнику в мессенджере «Телеграмм» поступает сообщение с аккаунта, название которого указано имя руководителя организации (к примеру, директора школы, главного врача), в которой трудоустроен потерпевший. В сообщении содержится информация о предстоящем поступлении работнику в ближайшее время важного звонка, после чего через несколько минут такой звонок поступает. Далее деяние реализуется по вышеуказанной схеме от лица представителя, например Минздрава, далее к разговору по указанной схеме подключаются все те же «сотрудники» ФСБ, Центробанка.
Отдельно стоит остановиться на способах хищения, связанных с переходом потерпевшими, введенными в заблуждение, по так называемой фишинговой ссылке, после чего злоумышленники получают доступ, как правило, к личному кабинету пользователя сервиса «Госуслуги», через который дистанционно направляют заявки от имени пользователя на выдачу кредитов в банковские учреждения.
Так, одним из популярных варинтов в рамках данного способа в настоящее время следующий.
Потерпевшему поступает звонок от представителя оператора сотовой связи, в котором сообщается о том, что срок действия договора на обслуживание сим-карты истекает, для его продления необходимо назвать код, который оправляется в смс-сообщении. На самом деле этот цифровой код является кодом подтверждения смены пароля для доступа в аккаунт пострадавшего на сайте «Госуслуги». Получив к нему доступ, далее происходит доступ и к банковским продуктам от имени пострадавшего, то есть для оформления кредита, средства по которому и переводятся мошенникам.
Доступ к сервису «Госуслуги» мошенники получают и после того, как по разными предлогами предлагают пострадавшему установить на сотовый телефон программу удаленного доступа к устройству (под предлогом установки, например, программы контроля расходов за коммунальные услуги «Энергосбыт»).
По-прежнему действенен обман граждан по схеме «Родственник попал в беду».
В данном случае мошенники звонят своим жертвам, представляются родственником (сыном, внуком и др.) сообщаю неразборчивым (либо плачущим) голосом о совершении по их вине, например, дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Далее к разговору подключается «сотрудник правоохранительных органов» и сообщает о необходимости передать крупную сумму денег (для лечения пострадавших в ДТП, либо избежания уголовной ответственности для родственника). Потерпевших, как правило, просят передать денежные средства курьеру, которых злоумышленники тут же отправляют к не успевающим опомниться потерпевшим.
Не потеряли актуальность факты потери денежных средств в результате преступных действий злоумышленников, которые предлагают потерпевшим вложить средства в различные инвестиционные проекты, в том числе ссылаясь на их рекламу «популярными блогерами».
Потерпевший, проявляя заинтересованность, оставляет контактные данные и в дальнейшем с ним начинают созваниваться якобы менеджеры и предлагать вложить свои денежные средства. При вложении определенной суммы денежных средств, потерпевшему указывается на то, что он уже якобы заработал крупную сумму и нужно вложить еще денег, чтобы была возможность вывода заработка. Так продолжается до тех пор, пока гражданин не перестает платить и понимает, что его обманули.
Риск утраты сбережений имеет место и при использовании мошенниками различных торговых площадок (маркетплэйсов) в сети Интернет, перевод денежных средств на которых осуществляется небезопасным способом.
Так, в беседе с потенциальным потерпевшим «продавцы» просят перевести задаток, либо в мессенджерах присылают ссылку, переходя по которой потерпевший вводит данные своей банковской карты и денежные средства списываются автоматически.
Менее распространены, но по-прежнему используемые злоумышленниками, способы обмана по схеме «выплаты компенсаций», «выигрыш».
К примеру, в ходе диалога указывается на то, что потерпевшему положена крупная денежная компенсация за ранее приобретенные недоброкачественные медицинские препараты, либо за давние вклады в «финансовые пирамиды», однако, чтобы получить данные выплаты, нужно оплатить услуги страховки, комиссии, что, как правило, ведет к утрате средств.
Выявлены в текущем году и факты вымогательств денежных средств за нераспространение в сети Интернет сведений интимного характера о потерпевшем.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что никакая профилактическая работа не даст нужный результат без сохранения потерпевшими общей бдительности, элементарных навыков компьютерной гигиены и финансовой грамотности. Условиями совершения таких преступлений всегда являются обладание злоумышленниками данных о потерпевших, которые граждане сами распространяют через социальные сети, интернет-мессенджеры, либо утрачивают в результате использования небезопасных паролей доступа к почтовым сервисам, сервису «Госуслуги».
Актуальной рекомендацией по профилактике IT-хищений в настоящее время может является вообще бдительное отношение к звонкам с неизвестных номеров, и уж тем более к «заманчивым» предложениям от неизвестных с последующей передачей кодов из смс, переходом по неизвестным ссылкам





Есть вопросы?